Тара и упаковкаТара и упаковка всегда играла важную и заметную роль в жизни и деятельности человечества. В средние века уже появляется первая маркировка товаров. Для маркировки мешков, например, использовались клейма, в дальнейшем положившие начало развитию товарных знаков, марок и брендов. Вслед за клеймом появляется маркировка товара текстом, а затем и наклейкой, которая становится прототипом этикетки. Уже на ранних этапах своего развития упаковка сочетала в себе три основных фактора: материал, конструкцию и внешний вид. Этикетки на аптечных упаковках уже в XVIII веке выполняли рекламную функцию помимо стандартной маркировки товара. В 1922 году на раскопках одного из поселений в Иране, археологи нашли кувшин, сделанный пять тысяч лет назад, в котором был обнаружен остаток вещества, оказавшегося по химическому составу пивом. На старинных клеймах этого кувшина был рельефный рисунок, изображающий людей, сидящих вокруг больших кувшинов и потягивающих пиво через соломинки. Эти кувшины еще не были упаковкой, но они были началом, первым этапом зарождения упаковки. В том же месте был найден другой кувшин, в котором когда-то содержалось вино. Кувшины отличались друг от друга: тот, что для пива, устанавливался вертикально, а кувшин для вина должен был лежать на боку и закрывался заглушкой из необожженной глины, разбухающей, как пробка, и не пропускающей воздух, тем самым предохраняя вино от скисания и порчи. Тара очень часто символически изображала продукт. Такое яркое отождествление тары с ее содержимым и символикой говорит о том, что коммуникативный аспект упаковки имеет очень древние корни.
Тара и упаковка для косметики и парфюмерии изготавливалась, как правило, из дорогостоящих материалов, таких как золото, серебро, слоновая кость, жадеит, фарфор и хрусталь. Упаковка подчеркивала всю прелесть и роскошь аромата. Все сосуды, особенно стеклянные, являются связующим звеном между античным миром и зарождением современной упаковки. В начале средневековья в качестве упаковочных материалов уже использовались кожа, ткань, дерево, камень, керамика и стекло. В начале XIX века парфюмерия стала предметом серьезных научных исследований. Увеличение количества маркированных духов повлияло на расширение печатной продукции, когда потребовались изысканные, яркие и запоминающиеся этикетки для украшения стандартных флаконов. В середине XIX века начала формироваться упаковка в ее современном виде - флаконы продавали в деревянных коробочках, обитых шелком или бархатом и украшенных рисунками. В ГОСТ 17527-86 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции в нем. Перемещение продукции от производителя к потребителю является неминуемой предпосылкой реализации его потребительной стоимости. При этом важно обеспечить полную сохранность количества, качества и товарный вид продукции на всем пути ее следования.
Оригинальная маркировка тары выполняет идентификационную и рекламную функции, доводит до потребителя первые сведения о продукции и правилах обращения с ней. Рекламная маркировка на потребительской таре и упаковке существенно влияет на покупательский спрос. В рыночной экономике рекламная роль тары – один из важнейших инструментов маркетинга. При транспортировании и хранении огнеопасных, взрывчатых и ядовитых продуктов упаковка обеспечивает защиту человека и окружающей среды от вредного воздействия указанных материалов. Тара и упаковка характеризуется многообразием видов, типов конструкций, разнообразием применяемых для ее изготовления материалов и широтой областей применения. Это обуславливает ее классификацию. Все многообразие тары по своему функциональному назначению подразделяется на транспортную и потребительскую. По применяемым материалам тара бывает деревянная, картонная, бумажная, металлическая, полимерная, тканевая, стеклянная и из комбинированных материалов. По размерам различают крупногабаритную и малогабаритную тару. Крупногабаритной является транспортная тара, размеры которой превышают 1,2х1,0х1,2 м. Тара, используемая для упаковки продукции, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований. Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары и ее конструкция должны отвечать свойствам помешенной в нее продукции. Эта тара должна быть прочной и обеспечивать сохранность продукции при перевозке и хранении. Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования, как с товаром, так и в порожнем виде. Она должна обладать низким коэффициентом собственной массы - отношение массы к объему. Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей и их привлечению. Закономерно, что успех компании зависит от ее продукции. Своих целей могут добиться те компании, которым удается постоянно и систематически сбалансировано удовлетворять потребности своих потребителей. Именно поэтому главное место в стратегическом планировании деятельности компании все больше занимает маркетинг, то есть методы и способы сбыта произведенной продукции. Компании прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно они предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной упаковкой товара. Агентства, как правило, активно принимают участие в разработке товара. Очень многие одинаковые товары предлагаются на рынок различными изготовителями, отличаются же они порой только упаковкой! Дизайнеры ломают головы над тем, как можно «соблазнить» покупателя. Главный принцип в их работе – создание устойчивой связи «человек-товар». Почему покупатель приобретает этот товар, и не желает покупать никакой другой? Ответ на этот вопрос и многие другие можно получить, лишь проводя серьезные маркетинговые исследования, которые под силу лишь профессионалам. У некоторых покупателей есть чувство юмора, другие совершенно серьезны – и те и другие совершенно по разному воспринимают то или иное дизайнерское решение. Чем большее внимание дизайнер уделяет запоминающимся элементам, тем успешнее складывается судьба товара на рынке. Влияние, конечно же, оказывает и название (торговая марка) самой продукции. При изобилии товаров слов обычного языка уже не хватает и специалисты по рекламе и маркетингу прибегают к словотворчеству. При этом очень важны следующие компоненты: внимание и степень запоминания, а также легкость произношения. В этой связи интересно, что новые товары популярных фирм быстрее пробивают себе дорогу. Упаковка сама по себе – решающий носитель рекламы продукта. Дизайн приобретает превалирующее значение, так как внешний вид является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, ибо невозможно продавать товары без учета требований и пожеланий покупателей. А они концентрируются в дизайне. Учитывая дефицит и высокую востребованность качественной тары и упаковки на российском рынке компания «Химические системы» предлагает два типа тары: металлическую и полимерную. Металлическая тара представлена широким ассортиментом барабанов, банок, канистр и ведр, предназначенных для фасовки, транспортировки и хранения различных технических продуктов, таких как лакокрасочные материалы, смазочные материалы, строительные материалы, различные химические и нефтехимические продукты. Полимерная тара представлена бутылками, дозаторами и держателями к ним. Пластиковые бутылки в основном применяется для фасовки дезинфицирующих средств, а дозаторы и держатели обеспечивают удобное и экономное использование этих дезинфицирующих средств. |